Методы реабилитации|Позиционирование при СМА

Позиционирование при СМА

Что это такое, каким пациентам необходимо и как организуются позы лежа, сидя и стоя

Какое значение имеет поза для пациента со СМА

И почему так важно помочь ребенку в организации своей позы

Фото: Новартис Фарма

Поза — положение человеческого тела. Она поддерживается за счет баланса частей тела, напряжения мышц и взаимодействия с опорой. Тело человека поддерживает вертикальное положение — с опорой на стопы (поза стоя), горизонтальное — с опорой на спину (лежа) или на кисти рук и колени (на четвереньках), а также положение с опорой на ягодицы (сидя) [2].

Как правило, мы не задумываемся, если хотим встать, сесть, лечь, устроившись поудобнее, и делаем это без особых усилий. Но то, что для обычного человека является нормой, для пациента со СМА иногда недоступно из-за мышечной слабости. Однако при любой активности человека — от чтения до похода в туалет — важно, чтобы тело удерживало определенное положение.

Представьте, как ребенок рисует за столом: сидит, наклонив голову над рисунком — неподвижно, от усердия высунув язык, или вертится, отвлекаясь, чтобы помахать из окна друзьям во дворе. Выбирает цвета, придумывает формы и сюжеты; если срисовывает предмет — сравнивает с образцом, если испачкался — может вытереть или помыть руки. Теперь представим, что ребенок не может сидеть. Ему не только будет сложно создать рисунок, под вопрос ставятся когнитивные навыки (когда, в зависимости от развития, он может узнавать названия предметов, различать цвета и форму) и навыки самообслуживания. Потому что, если человек не удерживает позу, он не контролирует шею и голову — а значит, не видит руки и предметы; если не контролирует руки — значит, не может дотянуться до предмета, рассмотреть что-то поближе, вытереть краску и т.д. Под вопрос ставится возможность играть, есть, изучать мир — в общем, развиваться.

От позы зависит не только активность человека, но и его возможности для формирования навыков: сможет ли он собирать пирамидку, наливать себе воду, набирать сообщение на телефоне. От возможности принять определенную позу зависит, возникнут ли проблемы с дыханием, как быстро будут формироваться контрактуры, сколиоз и другие осложнения. Поэтому так важно помочь ребенку в организации позы — «позиционировать» его, как говорят врачи — от этого будет зависеть и его развитие, и успех реабилитации в целом.


Что такое позный режим и позиционирование

Позный режим — один из базовых методов эффективной реабилитации, и огромную роль тут играет семья пациента

Позный режим — это комплексный подход к организации позы и ее смены, продуманный режим активности и отдыха, куда включены все ежедневные бытовые активности.

Пациенты нуждаются в организации позного режима 24 часа в сутки, и специалист разрабатывает программу с рекомендациями, какую позу, как долго и каким способом нужно поддерживать, чтобы максимально увеличить активность ребенка. Эта программа учитывает, может ли человек принимать и удерживать позу самостоятельно, или ему нужна в этом помощь. И если возможности ребенка ограничены, то создаются особые условия: подключается физическая терапия, респираторная поддержка, а также подбираются инструменты, которые помогут удерживать безопасную функциональную позу: подушки для позиционирования, валики, ортезы, технические средства реабилитации (ТСР) — кресла-коляски, опоры, трости, ходунки-роллаторы и т.д.

В наше время позный режим — один из базовых методов эффективной реабилитации, который вышел за пределы медицинской процедуры, и выполнение большинства рекомендаций ложится на плечи семьи [4,5].

Позиционирование — часть позного режима, то есть процесс организации определенной позы (сидя, стоя, лежа).


Кому необходимы позный режим и позиционирование

У ребёнка СМА 3 типа, но он ведёт активный образ жизни, ему тоже нужно соблюдать позный режим?

Согласно российским клиническим рекомендациям по ведению пациентов со СМА [6], в организации позного режима в той или иной степени нуждаются пациенты со всеми типами СМА, так как все они имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Но акценты будут различаться в зависимости от типа СМА и особенностей конкретного ребёнка — у каждого будут свои цели и задачи в организации позы и позного режима, время позиционирования, необходимые укладки и ТСР.

Цели позиционирования зависят от типа СМА

Тип СМА и особенности ребенка

Цели позиционирования

СМА 1
Эти дети больше всего нуждаются в позиционировании, так как не могут самостоятельно поддерживать позу сидя и стоя (или могут с сильной компенсацией), и проводят большую часть дня лежа.

  • Организовать функциональную позу лежа и частую смену положений. Это может улучшить качество и длительность сна (не говоря о том, что это улучшает качество сна родителей и персонала).
  • Организовать позу сидя и стоя, чтобы восполнить дефицит осевой нагрузки — это профилактика остеопороза, вывихов тазобедренных суставов и образования контрактур.

СМА 2
Дети часто могут самостоятельно поддерживать позу сидя, но с поддержками или ассиметрично.

  • Организовать функциональную позу лежа и частую смену положений, если пациент не может делать этого сам.
  • Организовать позу сидя и стоя для тренировки мышц в различных режимах, стимулировать развитие двигательных навыков и активности, чтобы восполнить дефицит осевой нагрузки — это будет профилактикой снижения минеральной плотности тканей, вывихов ТБС и контрактур.

СМА 3

Ведут достаточно активный образ жизни, но нарастающая слабость может влиять на ходьбу и выносливость. Постепенно могут формироваться вынужденные положения, изменение походки — вплоть до полного угасания возможности ходить.

Позиционирование необходимо, когда появляются первые признаки слабости, вынужденные положения или ограничения в движении.

  • Организовать позу сидя, чтобы сохранить активность (речь идет об адаптации стульев и кресел для самостоятельного позиционирования и самостоятельной смены положения, например, вставания). Если есть сложности с перемещением на дальние расстояния, организовать активную позу сидя — например, в кресле-коляске активного типа, чтобы сохранить функции рук и корпуса.
  • Сохранить подвижность суставов [7].
  • Организовать процесс, когда ребёнок мог бы самостоятельно вставать (с помощью ТСР) и сохранять позу, чтобы восполнить дефицит осевой нагрузки (особенно если ходьба снижается до минимума). Такой процесс называется вертикализация.


Что будет, если не соблюдать позиционирование

Ребёнок лежит или сидит в удобной ему позе — в чём проблема, зачем ему организовывать какую-то особую позу?

При СМА разрушаются нервные клетки, которые отвечают за работу мышц, — это приводит к тому, что скелетные, дыхательные и пищеварительные мышцы становятся слабее и в итоге атрофируются. Ребёнок может находиться в вынужденном положении — то есть приспосабливается лежать или сидеть так, как позволяет ему тело. Кроме того, что это положение может быть нефункциональным (в нем сложно совершать какие-то действия), оно может привести к появлению осложнений со стороны разных органов и систем — контрактур, нестабильности тазобедренного сустава, могут появиться проблемы с дыханием, пищеварением, походом в туалет и т.п.

Проблемы с дыханием. На дыхательную функцию влияет не только гибель мотонейронов, но и позиционирование. В вынужденной позе лежа и/или сидя дыхание затрудняется: гортань и легкие находятся в малофункциональном положении. Например, ребенок сидит асимметрично — и его грудная клетка сдавливается с одной стороны больше, чем с другой — это еще больше ухудшает и без того сложную работу дыхательных мышц. В результате снижается вентиляция легких, а в отсроченной перспективе, если такая поза будет доминирующей, это приведет к деформации грудной клетки [7]. Позиционирование позволяет максимально помочь пациенту поддерживать собственное тело — органы принимают естественное положение, замедляется развитие осложнений.

Проблемы с походом в туалет. Часто пациенты и родители стесняются обсуждать поход в туалет, но это очень важная тема. Положение на унитазе или горшке — это та же поза сидя, и если пациент не сидит самостоятельно и процессы мочеиспускания и дефекации происходят в памперсе, в позе лежа, то проблем не избежать. Мочевой пузырь по форме напоминает колбу, и, когда пациент находится в положении лежа, «колба» полностью не опустошается — в ней постоянно остается некоторое количество мочи, а это может привести к воспалительным процессам. Что касается дефекации, то именно вертикальное положение и движение тела в целом помогают кишечнику сокращаться, и у детей со СМА, которые преимущественно лежат, есть риск застойных явлений — запоров [7]. Конечно, кишечник сокращается и самостоятельно, но при СМА эта функция может быть ослаблена.

Снижается минеральная плотность костей. Отсутствие или дефицит осевой нагрузки — это одна из причин остеопороза [4,9].

Екатерина Воробьева, реабилитолог, физический терапевт

Наш организм – очень хитрая система, и он не тратит ресурс на то, чем не пользуется. Если ребенок не стоит, то не получает осевой нагрузки на скелет, а это дает сигнал организму не поддерживать кости крепкими — что, в свою очередь, может привести к остеопорозу и вывихам тазобедренного сустава.

Организм становится слабее в целом. Физическое состояние пациентов со СМА зависит от силы и выносливости мышц, поэтому они нуждаются в физической нагрузке. Корректная организация поз «сидя» и особенно «стоя» — это уже хорошая нагрузка (удерживать позу, то есть держать тело неподвижно, бывает даже сложнее, чем делать движения). Кроме того, при позиционировании риск усугубить такие осложнения, как сколиоз, гораздо ниже, чем при некоторых двигательных упражнениях.

Ухудшается психологическое состояние ребенка. Позиционирование позволяет замедлить развитие осложнений, а значит, позволяет ребёнку дольше сохранять самостоятельность, получить больше возможностей изучать мир вокруг.


Что помогает при позиционировании

Если ребенок не может организовать позу и поддерживать её самостоятельно (садиться, вставать), то нужны дополнительные инструменты — технические средства реабилитации (ТСР).

Фото: Новартис Фарма

Технические средства реабилитации (ТСР) — устройства, которые компенсируют или устраняют стойкие ограничения движения пациента. Кресла-коляски, ходунки, подъемники, опоры помогают перемещаться, организовывать позу, создавать условия для стимуляции активности, вырабатывать двигательные навыки, заниматься профилактикой ортопедических осложнений. ТСР для пациентов со СМА подбирает специалист, исходя из анатомических, функциональных особенностей ребенка, и учитывая клинические особенности диагноза, рост и вес, бытовые условия.

Екатерина Воробьева, реабилитолог, физический терапевт

Если говорить о подборе ТСР, то только по одному диагнозу сложно ответить на вопрос, подойдёт ли ребёнку определенное кресло и сколько средств ему необходимо. Универсальных ответов нет, тут всё зависит от самого ребёнка и его возможностей — например, может ли он удерживать позу сидя, голову и т.п. Подобрать ТСР поможет специалист. Правильно выбранное ТСР, кроме всего прочего, «растет» вместе с ребёнком — у вас должен быть запас по росту


Как организовать позу лежа

Да, позе лежа тоже нужно уделять особенное внимание. Рассказываем, почему это необходимо и что нужно делать.

Фото: Новартис Фарма

Почему это важно

Положение «лежа» — разгружающее, в этой позе наши мышцы максимально расслабляются, внутренние органы и суставы принимают физиологическое положение, это поза отдыха. Но пациенты со СМА проводят значительную часть суток лежа — во сне или расслабляясь в неподдерживаемых, произвольных положениях тела. И такое положение дел меняет ситуацию: в позе лежа могут формироваться порочные положения и возникать осложнения — контрактуры, вывихи, пролежни. Например, из-за характерной для детей со СМА позы «лежа на спине с повернутыми наружу бедрами» (так человеку удобней лежать, если мышцы бедер слабые) могут формироваться паралитические вывихи тазобедренных суставов, а также возникать тяжелые пролежни на больших вертелах бедер.

Поэтому важно организовать положение ребенка в постели и на любой другой поверхности так, чтобы оно было функционально выгодным и не способствовало формированию осложнений. Рекомендуется часто менять положение тела, использовать контурированные матрасы и подушки, которые легко меняют свою форму, благодаря наполнителям (просо, пенополистироловые шарики и т.п.), и принимают вес рук, ног, головы на себя [6,7].

Как правильно организовать позу с ТСР, родителям рассказывает и показывает специалист, у которого есть опыт работы с пациентами со СМА. После инструктажа родители могут заниматься позиционированием ребёнка сами. Позу можно организовать и без ТСР, но в этом случае специалист должен дать отдельные инструкции.

Как организуют позу

Обратите внимание, мы рассказываем, как выглядит процесс позиционирования в целом — для пациентов без выраженных вторичных осложнений. Если хоть один из шагов вызвал у вас вопрос, обсудите его со специалистами.

Поза лёжа на спине

Такую позу пациент может поддерживать самостоятельно. В ней сохраняется или стимулируется активность рук: ребёнок может видеть руки, держать предметы или игрушку перед собой.

11245425/ONAABE/MP4/08.24/0

Что используют:

  • валик или укладочную подковообразную подушку;
  • Т-образный валик;
  • простой валик.

Среднее время

  • 30–40 минут

Поза лежа на боку

Такую позу пациент может поддерживать самостоятельно. В положении хорошо поддерживается спина, можно немного повернуться вперед или назад. В таком положении удобно и спать, и бодрствовать, наблюдая за окружением.

11245425/ONAABE/MP4/08.24/0

Что используют:

  • валик или укладочную П-образную подушку;
  • подушку;
  • Т-образный валик;
  • простой валик.

Среднее время

  • 30-40 минут. Поза хороша для ночи.

Поза лежа на животе

Поза позволяет укреплять мышцы спины и шеи, тренировать контроль головы, баланc, укреплять руки, чтобы на них можно было опираться. Стимулирует активность. Больше подходит для смены положения в дневное время.

Что используют:

  • валик или укладочную подковообразную подушку, которую укладывают под грудь пациента.

Среднее время

  • До 40 минут, но зависит от конкретного ребенка.

На что обращать внимание

1

Удерживать позу прямо. Все сегменты тела пациента — руки, ноги, корпус и т.д — должны быть максимально выпрямлены, если это позволяют суставы.

2

Беречь мягкие ткани. Кожа, мышцы не должны быть передавлены.

3

Сохранять симметрию. Поза должна быть симметричной — насколько это возможно.

4

Выполнять на опоре. Руки и ноги не должны «висеть» в воздухе.


Как организовать позу сидя

Как правильно посадить ребенка в кресло-коляску или опору для сидения.

Фото: Новартис Фарма

Почему это важно

Без правильно организованной позы сидя ребенок не может быть активным — пить воду самостоятельно, есть, собирать пирамидку, читать, рисовать. В неправильной позе ребенку может быть сложно взять что-то в руки или помахать рукой бабушке по видеочату — но, если организовать функциональную позу, эти движения будут возможны.

Как организуют позу

Обратите внимание, мы рассказываем, как в целом проходит процедура — это общий алгоритм для пациентов без выраженных вторичных осложнений. Если хоть в одном из пунктов у вас возник вопрос, обсудите его со специалистами.

Поза организуется в опоре для сидения или кресле-коляске. Если используется коляска, её нужно отрегулировать. Глубина сиденья равна длине бедра ребенка минус 2 см. Ширина сиденья — это ширина таза ребенка (в одежде) плюс 2 см. Спинку кресла выравниваем по уровню плеч или макушке ребенка [4].

11245425/ONAABE/MP4/08.24/0

Что используют:

  • кресло-коляску или опору для сидения.

Среднее время

  • 30–40 минут

На что обращать внимание

1

Выполнять только с поддержкой стоп. Не сажайте ребенка в кресло без ортопедической обуви, туторов — это может привести к прогрессирующей патологии стоп.

2

Сохранять прямой угол спинки. Если специалистом не назначено иначе, отрегулируйте спинку и подножку под углом 90 градусов по отношению к сиденью.

3

Контролируйте спинку. Не откидывайте спинку сидения изолированно — это может привести к тому, что ребёнок перестанет контролировать голову и корпус или положение будет асимметричным.

4

Поза должна быть активной. Не используйте много аксессуаров, чтобы фиксировать ребенка в кресле. Да, совсем без них нельзя — но все зависит от возможностей ребёнка. Обсудите это с физическим терапевтом.


Как организовать позу стоя

Почему так важно вертикализироваться, и как организовать позу, стоя в переднеопорном и заднеопорном ТСР.

Фото: Новартис Фарма

Почему это важно

Организацию позы стоя называют вертикализацией. В норме к году ребенок уже учится вставать сам, но при СМА слабые мышцы или не позволяют детям освоить этот навык, или, если ребенок все же научился стоять, эту способность он может со временем утратить. Чтобы помочь детям организовать позу стоя, используются специальные технические средства — опоры и вертикализаторы разных типов: с возможностью разведения ног, без нее, задне- и переднеопорные, есть опоры для стояния с колесами — в таких ТСР можно перемещаться.

Вертикализация сама по себе — это хорошая физическая нагрузка, что очень нужно детям с ослабленными мышцами. Функциональная поза стоя позволяет предотвращать ортопедические осложнения, способствует правильному развитию тазобедренного сустава, создает условия для нормального развития и работы внутренних органов [6]. Считается, что вертикализация позволяет улучшить прочность костей [6].

Как организуют позу

Обратите внимание, мы рассказываем, как обычно проходит процедура — это общий алгоритм для пациентов без выраженных вторичных осложнений. Если хоть в одном из пунктов у вас возник вопрос, обсудите его со специалистами.

Поза стоя в заднеопорном положении

Заднеопорная вертикализация показана детям, которые не могут удерживать голову и корпус самостоятельно, а также детям с сильными контрактурами коленных и голеностопных суставов (от 150 градусов и меньше) и избыточным весом (так как в переднюю опору ребенка с высоким весом поместить проблематично, а для задней можно использовать подъемник). Происходит вертикализация с помощью заднеопорного ТСР — опоры, которая может занимать вертикальное положение и наклоняться назад. При наклоне ребёнок «лежит» на поддержках опоры.

Перед тем, как поставить ребенка в опору, подготовьте его к процедуре: например, посадите, проведите легкую гимнастику, чтобы растянуть мышцы и подготовить к позе.

11245425/ONAABE/MP4/08.24/0

Что используют:

  • опору для вертикализации.

Среднее время

  • Каждый день 60 минут. Можно два подхода по 30 минут.

Поза стоя в переднеопорном положении

Переднеопорная вертикализация показана детям, которые хорошо самостоятельно контролируют голову и тело. Если тело ставят с наклоном вперед, то мышцы спины и шеи больше включаются в работу и ребенку легче манипулировать руками. Проходит вертикализация в переднеопорном ТСР — опоре, которая может занимать вертикальное положение и наклоняться вперед. При наклоне ребёнок «лежит» на поддержках опоры.

Такой вид вертикализации психологически спокойнее для ребенка: он смотрит вперед, видит, что перед ним и внизу. Перед тем, как поставить ребенка в опору, подготовьте его к процедуре: например, посадите, проведите легкую гимнастику, чтобы растянуть мышцы и подготовить к позе.

11245425/ONAABE/MP4/08.24/0

Что используют:

  • опору для вертикализации.

Среднее время

  • Каждый день минимум 60 минут. Можно в два захода по 30 минут (но время может меняться по показаниям врача)

На что обращать внимание

1

Применять индивидуальный подход. Режим стояния, время, тип вертикализации, угол наклона опоры, угол разведения ног и т. п. — все это индивидуально. Специалист принимает решение по каждому пациенту отдельно.

2

Должно быть удобно. Для некоторых детей это положение будет новым, поэтому сначала реакции могут быть разные. Но если вы замечаете, что ребенок устал, закончите процедуру. Если вы видите, что дискомфорт у ребенка постоянный, обратитесь к специалисту.

3

Обращать внимание на стопы. Стоять необходимо в ортопедической обуви, ортезах с подошвой или обычной обуви с ортезами — важно, чтобы ребенок не стоял босиком.

4

Не настраивайте сами. Сборку и настройку опоры проводит специалист [11].

5

Избегайте лишних аксессуаров. Все поддержки в опоре должны обеспечить стабильную позу, но и не ограничивать в активности. Не используйте большое количество аксессуаров — все зависит в каждом конкретном случае от возможностей ребенка. Посоветуйтесь с физическим терапевтом [8]. При этом, если аксессуары назначены, используйте их все — не снимайте и не перемещайте их без консультации со специалистом.

6

Обращать внимание на кожу. На коже ребенка, в местах соприкосновения с поддержками, могут быть красные пятна. В норме они должны исчезнуть через 15–20 минут. Если пятна остаются дольше, необходимо проконсультироваться со специалистом.

7

Проводить не меньше часа в опоре. В среднем, стоять нужно минимум 60 минут в день — можно в несколько подходов [8].

8

Если ребенок никогда не сидел. С 14 месяцев таким пациентам может быть рекомендована вертикализация, чтобы побуждать ребенка к двигательной активности [5,12].


Список литературы

  1. Гаже П.-М., Вебер Б. Постурология. Регуляция и нарушения равновесия тела человека. СПб, СПбМАПО, 2008.

  2. Введение в эрготерапию / М. Н. Мальцева, Н. П. Ванчакова, Е. В. Мельникова, А. А. Шмонин. М., 2020.

  3. Pountney T.E., Mulchahy C.М., Clarke S.M., Green E. M. The Chailey Approach to Postural Management: An Explanation of the Theoretical Aspects of Posture Management and Their Practical Application Through Treatment and Equipment Hardcover. 2nd edition. Chailey Heritage Clinical Services, 2004.

  4. Pountney T.E., Mandy A., Green E.M., Gard P. Management of hip dislocation with postural management. Child: care, health and development. 2002. V. 28(2). P. 179-185.

  5. Клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ «Проксимальная спинальная мышечная атрофия 5q» от 2021 года // Рубрикатор клинических рекомендаций Минздрава РФ.

  6. Mercuri E., Bertini E., Iannaccone S. T. Childhood spinal muscular atrophy: controversies and challenges. Lancet Neurol. 2012. V. 11 (5), P. 443-452.

  7. Оценка эффективности программы скрининга и мониторинга ранней профилактики ортопедических осложнений у детей с детским церебральным параличом / В. А. Змановская, Е. В. Кашуба, Р. И. Валеев, О. Ю. Ежов // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2019. 64 (6). С. 79-83.

  8. Glickman L. B., Geigle P. R., Paleg G. S. A systematic review of supported standing programs. Journal of Pediatric Rehabilitation Medicine, 2010. V. 3 (3). P. 197–213.

  9. Alriksson-Schmidt A., Burman Rimstedt A., Hägglund G. CPUP- A multidisciplinary secondary prevention program for individuals with cerebral palsy. International Journal of Integrated Care. 2019. V. 19 (4). P. 380.

  10. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы: учеб. пособие / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, А. И. Малышев, Г. В. Герасимова, А. А. Потапчук, Д. С. Поляков. М: Советский спорт, 2010.

  11. Haaker G, Fujak A. Proximal spinal muscular atrophy: current orthopedic perspective. The Application of Clinical Genetics. 2013. V 6(11). P. 113–120.

  12. Mercuri E., Finkel R.S., Muntoni F. et al. SMA Care Group. Diagnosis and management of spinal muscular atrophy: Part 1: Recommendations for diagnosis, rehabilitation, orthopedic and nutritional care. Neuromuscul Disord. 2018 V 28(2). P. 103–115.