Логореабилитация пациентов со СМА
Какие методы существуют, как проводятся занятия и кому рекомендуются
Эта статья ознакомительная и не может заменить консультацию специалиста. Чтобы получить профессиональные медицинские рекомендации и помощь, обратитесь к лечащему врачу.
Логопедическая реабилитация — новое направление
Логореабилитация детей со СМА — достаточно новое направление. Ещё несколько лет назад такого вида реабилитации не было просто потому, что продолжительность жизни детей, у которых наблюдались тяжелые патологии функций глотания и дыхания [1], была ограничена. Пациенты были привязаны к громоздкой больничной аппаратуре, которая поддерживала их жизнь.
Сегодня благодаря тому, что медицинская техника становится более доступной и портативной, ребёнок может находиться дома. А с появлением патогенетического лечения дети со СМА живут дольше, растут, развиваются. Но всё же у многих из них из-за болезни [1] ослаблена дыхательная и глотательная мускулатура, и таким детям требуется помощь в восстановлении функций глотания, дыхания, голосообразования — тех процессов, которые в норме формируются самостоятельно. Эту задачу сейчас решают логопеды-реабилитологи (логореабилитологи).
Когда нужен логопед, а когда логореабилитолог
Если ребёнку трудно понимать обращённую речь, если он не может самостоятельно произносить фразы, у него нарушена грамматика и слоговая структура слова, страдает звукопроизношение, он использует мало слов, есть расстройство голоса, то ему нужна логопедическая коррекция — её проводят такие специалисты, как клинические логопеды. Если ребёнку со СМА сложно глотать, жевать, дышать — ему показана логопедическая реабилитация, которой занимается логопед-реабилитолог.
Логореабилитация может влиять на развитие речи
Мы можем делать глотательные движения благодаря слаженной работе речевого аппарата. Он включает в себя: артикуляционный, голосовой, дыхательный отделы, а также кору головного мозга, регулирующую процесс речи. Органы речевого аппарата (язык, мягкое и твердое небо, зубы, верхняя и нижняя челюсти, губы, носовая и резонаторные полости, глотка, голосовые складки, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма) первично являются органами дыхания, глотания, жевания, но при должном развитии психики они приобретают речевую функцию.
Логопеды-реабилитологи помогают ребёнку научиться глотать, жевать, дышать, издавать звуки — то есть выполнять то, что необходимо для выживания. Но когда дети учатся управлять этими процессами и координировать их, это способствует тому, что нормализуется дыхание, тембр и сила голоса, органы артикуляции становятся более подвижными — то есть это помогает становлению и развитию речи.
Какие методики используются в логореабилитации
На данный момент нет данных клинических исследований и рекомендаций в области логопедической реабилитации — только опыт и наблюдения практикующих специалистов. В этом материале мы перечисляем несколько методик, которые использует Ольга Бурая — логопед-реабилитолог с 15-летним опытом работы в коррекции и реабилитации детей и взрослых и 3-летним опытом в реабилитации детей со СМА.
Эта статья ознакомительная. Все рекомендации, что делать при болезни, что именно применять и в какой последовательности, дает врач.
Логопедический массаж
— массажная техника, которая помогает восстанавливать работу мышц артикуляционного аппарата (лица, головы, шеи, языка, щек, губ, нёба). Специалист проводит массаж руками или с помощью специальных приспособлений — логопедических массажных зондов, зондозаменителей, шпателей.
Показания к логопедическому массажу: дизартрия, частичная потеря либо расстройство голоса, ринолалия, заикание. Его проводят детям с гипертонусом мышц, гипотонусом, мышечными атрофиями, повышенным слюноотделением (гиперсаливацией), невнятным звукопроизношением [2]. Массаж снижает проявление параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата, снижает патологические движения речевой мускулатуры. Также он помогает справиться с психологическим напряжением, которое может возникнуть из-за речевых дефектов [3].
Особенности процедуры
- Проводится как лежа, так и сидя.
- Руки специалиста, инструменты и перчатки тщательно обрабатываются гигиеническими средствами, зонды дополнительно стерилизуются.
- Для каждого пациента подбирается вид массирования, который позволяет постепенно вернуть тонус всем мышцам, отвечающим за речевую функцию.
Противопоказания
- Простудные, вирусные и респираторные заболевания, воспалительные заболевания ротовой полости — стоматит, воспаления слизистых глаз — конъюнктивит, увеличение лимфоузлов, герпес в области лица, кожные заболевания, такие как дерматит, аллергические реакции. С особой осторожностью проводят логомассаж при наличии эпиактивности.
Логореабилитационный массаж
— массажная техника, которая помогает восстанавливать глотание, жевание, голосообразование, нормализовать дыхание в процессе речи, способствует гармоничному приведению в тонус мышц речевой системы. Метод может скорректировать даже существенные неврологические симптомы [4].
Логореабилитолог работает не только с ротовой полостью, лицом и плечевым поясом, как при логопедическом массаже, но и с грудным отделом, спиной, тазом, со стопами и кистями рук пациента — специалист рассматривает и учитывает взаимосвязь всех отделов организма.
Особенности процедуры
- Выполняется всегда лежа.
- Манипуляции можно проводить с двух месяцев, хотя в раннем возрасте они делаются только в исключительных случаях, угрожающих нормальной жизнедеятельности организма.
Противопоказания
- Ургентные состояния, требующие срочного медицинского вмешательства, грубые нарушения кровотока шейного отдела, эпилепсии в стадии обострения.
В клинических рекомендациях [1] не отмечен.
Логопедическое кинезиотейпирование
Логопедическое кинезиотейпирование выполняют с помощью специальных эластичных лент — тейпов. Тейпы накладываются на определенные участки тела и остаются там от нескольких часов до нескольких дней.
Тейпы влияют на расположенные в коже и подкожных слоях рецепторы и нервные окончания. Тейпирование позволяет снимать нагрузку с мышц, улучшать питание тканей. Используя разные типы тейпов, специалист может управлять работой мышц — повышать или понижать тонус, нормализовать их работу, формировать новые двигательные навыки, восстанавливать контроль над движением [11].
В клинических рекомендациях [1] тейпы описываются как средство, которое помогает уменьшить нагрузку на мышцы рук, ног. В логореабилитации тейпы накладываются на лицо — для работы с артикуляционной мускулатурой, на кисти и пальцы — для развития мелкой моторики.
Противопоказания
- Повреждения кожных покровов, индивидуальная реакция.
По моему опыту, в логореабилитационной работе с детьми со СМА метод кинезиотейпирования — наиболее удобное средство реабилитации, иногда единственно доступное. Тейпы не причиняют боли или неприятных ощущений и могут воздействовать на мышцы в течение продолжительного времени. С их помощью мы пролонгируем действие общего и логопедического массажа. А в случаях, когда состояние ребенка не позволяет ещё активной реабилитации, тейпинг-терапия становится отправной точкой реабилитационного процесса.
С помощью правильно наложенных тейпов специалист может добиться восстановления функциональной активности мышц, уменьшения болевых синдромов, снижения спастичности мускулатуры и коррекции статодинамических нарушений опорно-двигательного аппарата.
Когда специалисты могут использовать логопедическое тейпирование при СМА:
- если нарушено глотание (дисфагия),
- в работе над восстановлением функций диафрагмы,
- при болезненных отеках лица,
- при дисфункции височно-нижнечелюстного сустава,
- при нарушении прикуса,
- при работе с тройничным и лицевым нервами,
- при гиперсаливации.
Брифабилити
Брифабилити — метод формирования разнообразных способов дыхания человека. Брифабилити используется, чтобы помочь формировать активное и глубокое дыхание, нормализовать кислородный ресурс организма, бороться с хронической и ситуативной гипоксией и ее последствиями. По наблюдениям специалистов, практикующих методику, она положительно воздействует на респираторную, лимбическую системы, глубокие мышцы: помогает формировать навык носового типа дыхания, длительность и силу речевого выдоха, увеличивать объем легких, освобождать фасциальные и мышечные зажимы.
На занятиях пациенты учатся подстраивать ритм своего дыхания под разнородные нагрузки — физические, эмоциональные и интеллектуальные. Сеанс брифабилити проводится на мембранном столе, который состоит из специальных приспущенных мячей. Пациент ложится на стол и специалист работает с его телом при помощи малых мячей. По наблюдениям специалистов-практиков, эта процедура положительно воздействует на состояние мышц, фасций, внутренних органов.
Логопед-реабилитолог может встраивать методику в свои занятия и отводить ей 15–20 минут. А может выстраивать на её основе отдельный этап реабилитационного комплекса, и тогда продолжительность сеанса может варьироваться от 25 до 50 минут — это зависит от состояния и возраста пациента.
Противопоказания
- Операционный период до снятия швов, неделя после инсульта, четвертая стадия онкологии, туберкулёз открытой формы.
Нормализация системы дыхания ведет к общему оздоровлению организма человека и дает значительный скачок в развитии двигательной, речевой и познавательной сфер. Поэтому в моей работе я много внимания уделяю реабилитации дыхания. А для детей со спинальной мышечной атрофией зачастую начинаю логопедическую реабилитацию с работы над формированием правильных паттернов дыхания.
Список литературы
-
Клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ «Проксимальная спинальная мышечная атрофия 5q» от 2021 года // Рубрикатор клинических рекомендаций Минздрава РФ.
-
Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.
-
Васенина Е. Е., Левин О. С. Нарушение речи и тревога: механизмы взаимодействия и возможности терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2020; 120 (4). С. 136–144.
-
Дьякова Е. А. Основные принципы использования логопедического массажа при профилактике и коррекции речевых нарушений.
-
Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением. М.: Айрис-пресс, 2015.
-
Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: Детство-Пресс, 2017.
-
Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. СПб.: Астрель, 2008.
-
Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. Учебное пособие для студентов. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: Секачев В. Ю., 2020.
-
Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. 4-е изд. СПб.: КОРОНА-Век, 2009.
-
Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практическое пособие. М.: Гном, 2010.
-
Барулин А. Е., Курушина О. В., Калинченко Б. М. Применение методики кинезиотейпирования у пациентов неврологического профиля // РМЖ. 2016. № 13. С. 834–837.
-
Батуева А. Э. Тейпирование в спорте: вчера и сегодня. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. 4 (1). С. 35–40.
-
Гайт В. А. Основы кинезиологического тейпирования: Инструкции и советы для начинающих. М.: Бибаланс, 2021.
-
GonzáLez-Iglesias, J. Short-term effects of cervical kinesio taping on pain and cervical range of motion in patients with acute whiplash injury: a randomized clinical trial / J. GonzáLez-Iglesias, C. Fernández-de-las-Peñas, J. Cleland, P. Huijbregts, M. Del Rosario Gutiérrez-Vega // Journal of Orthopaedic & Sports Physical Therapy. 2009. V. 39 (7). P. 515–521.
-
Halseth, Т. The Effects of Kinesio™ Taping on Proprioception at the Ankle / T. Halseth, J. W. McChesney, M. DeBeliso, R. Vaughn, J. Lien. // The Journal of Sports Science and Medicine. 2004. V. 3 (1). P. 1–7.
-
Hyland, M. R. Randomized Controlled Trial of Calcaneal Taping, Sham Taping, and Plantar Fascia Stretching for the Short-Term Management of Plantar Heel Pain / M. R. Hyland, A. Webber-Gaffney, L.Cohen, S. W. Lichtman // Journal of Orthopaedic & Sports Physical Therapy. 2006. V. 36 (6). P. 364–371.
-
Сайт Брифкуратор.