Методы реабилитации|Диагноз СМА: как принять заболевание и научиться жить по-новому

Диагноз СМА: как принять заболевание и научиться жить по-новому

Как родителям справляться со сложными чувствами, поддерживать себя и детей каждый день

Мы подготовили эти карточки с помощью клинического психолога Ольги Харьковой. Ольга более 25 лет работает в области возрастной и семейной психологии. Последние 8 лет сотрудничает с фондом «Семьи СМА» — помогает детям и взрослым со СМА, их родным и близким.

Почему так важно поддерживать родителей

Столкновение со СМА разрушает привычный мир всей семьи. Когда болеет ребенок, именно родитель более уязвим психологически — и ему в первую очередь нужна поддержка.

Чаще всего семьи узнают о диагнозе в первые годы жизни малыша [1], когда сам ребёнок ещё не может осознать, что происходит. И столкновение с болезнью — удар для родителей. Они чувствуют беспомощность, бессмысленность происходящего, теряют ощущение эмоционального и психического благополучия, сталкиваются со страхом потери ребенка, боятся, что этот момент уже близок и реален.

Ольга Харькова, психолог

Острое горе — одно из самых тяжелых переживаний, с которыми сталкиваются родители, узнав о диагнозе СМА. Оно связано с несбывшимися надеждами, ожиданиями, мечтами о здоровом и успешном ребенке, которым будет восхищаться и любоваться весь мир. Угроза здоровью ребенка по своей глубине равна переживанию физической потери человека.

Родители сталкиваются с состоянием, которое выходит за границы их обычного опыта: они чувствуют, что потеряли возможность жить нормальной жизнью, — и это не просто сильное потрясение, это психологическая травма.

Психологическая травма представляет собой конкретный физиологический процесс. Она затрагивает глубинные слои психики и запускает совершенно особенную работу эндокринной системы [2,9], определенных частей головного мозга — зоны памяти и речи переходят в особый режим [3, 4]. Человек с трудом подбирает слова, не может что-то вспомнить, плохо понимает свои нужды, потребности.

Ольга Харькова, психолог

Травма — это не то же самое, что психическое расстройство или страдание. Ключевой аффект переживания психологической травмы — ощущение собственного бессилия.

Реакция на травмирующее событие у родителей может быть разной. Кто-то активно ходит по врачам, постоянно ездит на реабилитации, требует от всех помощи. Кто-то чувствует, что сил уже нет, впадает в депрессию, апатию. Но все они находятся под давлением огромного стресса, когда просто не хватает сил справляться с действительностью, вовлекаться эмоционально. В итоге это приводит к негативным последствиям — нервным срывам, расстройствам сна, аппетита, ухудшению физического и психического здоровья.

Тяжело переживают диагноз и семьи с пресимптоматическими детьми, где о диагнозе узнали на самых ранних этапах жизни ребенка. Несмотря на своевременное лечение, благоприятные прогнозы, родители сталкиваются не только с ощущением краха и беспомощности, но и с чувством непреходящей тревоги.

Ольга Харькова, психолог

Для родителей, которые видят симптомы болезни, диагноз становится ударом, но одновременно проясняет ситуацию, заставляет двигаться вперед, к лечению и реабилитации.
Когда ребенок внешне здоров, родители попадают в ситуацию когнитивного диссонанса: с одной стороны, они читают заключение о неизлечимой болезни, а с другой видят абсолютно здорового малыша, который двигает ручками и ножками, пытается удерживать голову, улыбается маме и папе.

Такой когнитивный диссонанс заставляет родителей буквально разрываться. Одни начинают относиться к малышу как к тяжелобольному даже при благоприятном прогнозе. Покупают «про запас» серьезное респираторное оборудование, различные средства реабилитации, пытаются лечить не одним патогенетическим препаратом, а двумя. Детей заранее записывают в категорию обделенных жизнью и здоровьем, ограждают от всего, лишая нормального детства и воспитания. Другие родители впадают в шоковое состояние, пытаются отгородиться от этой темы, стараются жить одним днем, в котором ребенок кажется здоровым.

Ольга Харькова, психолог

Разговоры про СМА могут доставлять сильную душевную боль, и люди стараются избегать информации о болезни, игнорируют врачебные рекомендации по сопровождению ребенка, позиционированию и ЛФК, диетологии, физиотерапии, респираторной поддержке. В такой ситуации болезнь может выйти из-под контроля, ухудшив состояние малыша, что прибавит родителям не только горя, но и переживание вины.
Но только начав говорить о заболевании и своих страхах, только получая информацию, инструкции к действию, можно взять болезненные переживания под контроль и справиться с ними.

Принять заболевание — значит вернуться в реальность

Чтобы осознать действительность, нужно пережить своё горе. Но горевание — процесс, который трудно контролировать. Однако и у этого процесса есть свои этапы: они позволяют понять, на какой фазе принятия находится человек и как ему можно помочь.

Специалисты отмечают пять стадий, через которые проходят люди на пути к осознанию реальности: отрицание, гнев, торг, депрессия и собственно принятие.

Шок, отрицание. Ощущение нереальности происходящего, чувство, что все услышанное или увиденное — неправда. Такая реакция — попытка сохранить свой мир. Это состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких месяцев или даже лет. Специалисты считают: чем раньше обратиться за профессиональной помощью, тем быстрее можно оправиться от потрясения [5].

Гнев, агрессия. Защитная реакция: мой мир разрушен — нужно найти виновных. Люди злятся на врачей, которые принесли плохие новости, на родных, которые передали ребенку ген с поломкой, на соседских детей за то, что они здоровы. Гнев не характеризует человека с плохой стороны, но важно, как это чувство выражается. Когда оно направлено на близких, можно разрушить отношения. А можно использовать агрессию как чистую энергию, чтобы скорее найти хороших врачей и получить патогенетическое лечение.

Торг. Человек пытается переосмыслить ситуацию: ищет, что и когда было сделано неверно, думает, что можно исправить, перебирает варианты. Силы могут тратиться на деятельность, которая не принесёт результата, на фантазирование, самобичевание. Психологи советуют перестать искать ответ на вопрос «За что?». И сформулировать другой: «Что можно сделать прямо сейчас?» — и с помощью него искать новые точки опоры.

Депрессия. Эта стадия отличается глубокой печалью, унынием. Ничего не хочется делать, ни с кем не хочется говорить. Будущее видится в самых мрачных красках. Человек погружается в себя, начинает переосмыслять происходящее. Это самый болезненный этап для окружающих: им кажется, нужно избавить человека от боли — развеселить, дать успокоительные препараты и т. д. Но такое состояние — часть процесса принятия, и важно через него пройти, а не глушить.

Принятие. Принятие не означает, что можно не думать о болезни и перестать плакать. Но на этой стадии мы окончательно соотносим жизнь с новой реальностью, разрешаем себе жить дальше, начинаем строить планы. Мы возвращаем себе контроль над ситуацией, разумно мыслим, принимаем адекватные решения.

Процесс принятия нельзя ускорить, он требует времени. Стадии принятия могут длиться по-разному, их проживают в разной последовательности, с разной интенсивностью, этапы могут повторяться.

Ольга Харькова, психолог

Важно понять, что все, что происходит в эмоциональном плане — нормально. Нормально отрицать реальность, гневаться на судьбу, пытаться с ней договориться или впадать в уныние и безразличие. Нужно стараться осознавать, на какой стадии принятия вы находитесь, и говорить себе, что обязательно придет исцеление, ведь процесс принятия — конечен.

Как понять, что принятие произошло?

У вас есть план лечения и реабилитации, вы знаете, что делать. Кажется, принятие состоялось. Или нет?

Не у всех родителей получается пройти через процесс принятия. Некоторые семьи просто адаптируются к болезни: решают организационные вопросы, получают лечение, ездят на реабилитацию. Достаточно того, что мы перестали плакать каждый день — считают они. Переживания отодвигаются на второй план или вовсе купируются.

Ольга Харькова, психолог

По моим наблюдениям, родители, которые смогли адаптироваться к тяжелой ситуации, очень активны — но при этом более уязвимы. Бытовые неудачи, детская простуда с осложнениями, временные ухудшения здоровья ребенка могут выбить их из привычной колеи и заставить снова проходить все фазы принятия болезни.
Если родитель научился действовать в условиях болезни, это большое достижение. Но важно не забывать и о своих чувствах: распознавать их, говорить о них.

Иногда родители, пытаясь справиться со стрессом с помощью действий, фокусируются на одной цели — например, получить лечение или сделать все, чтобы ребенок самостоятельно ходил. Но, если они не приняли ситуацию до конца, их действия могут быть не всегда адекватными ситуации.

Ольга Харькова, психолог

Если родители, даже начав патогенетическое лечение и выполняя предписания специалистов, постоянно жалеют ребенка и боятся причинить ему любой дискомфорт — значит, принятие диагноза не состоялось.
Если родители отказываются даже думать, что ребенок может не пойти самостоятельно, не покупают коляски, изнуряют ребенка физическими тренировками — в такой семье процесс принятия тоже не завершился.
В первом случае ребенку отказывают в эмоционально-личностном развитии, во втором — не принимают его физические возможности и способности.
О принятии можно говорить, если мы уже четко понимаем: ничего не будет как прежде. К сожалению, болезнь неизлечима. Нет задачи примириться с этой мыслью, но с ней можно жить — по-новому, и готовить ребенка к реальному миру.

Осознать свои чувства, рассчитать силы и адекватно оценить ситуацию помогает психолог или психотерапевт. С поддержкой специалиста у семьи есть возможность легче пережить кризисные моменты, адаптироваться к ситуации тяжелого заболевания, справиться с негативными эмоциями.

Чувство вины — одно из самых сильных переживаний

Каждый день родители больного ребенка испытывают целую гамму противоречивых эмоций и чувств. И вина — одно из основных и самых сильных переживаний.

Родители осознают свою ответственность за ребёнка, и она часто граничит с чувством вины: кажется, будто причина страданий малыша именно в них, в их наборе генов, в их действиях. К этим мыслям могут прибавиться голоса из окружения: вовремя не показали врачам! упустили! неправильно лечите! плохо кормите! неправильно воспитываете!

Вина усиливает тревогу, заставляет принимать необдуманные решения: например, необоснованно ужесточить требования к себе и ребенку (нужно делать больше!) или, наоборот, излишне баловать — заниматься попустительством, снижать требования к ребенку, нарушать режим. Такие решения могут привести к разногласиям в семье, раздражению, срывам, недовольству собой — и снова к переживанию вины.

Без психотерапевтической помощи избавиться от чувства вины довольно непросто. Но можно научиться держать его под контролем, осознавать, как оно влияет на ваши решения, и не позволять ему превратить жизнь в кошмар.

Как справляться с чувством вины

1

Признайте, не все зависит от вас. Человек не может повлиять на комбинацию генов, не может управлять неизлечимой болезнью.

2

Не вините себя за «нежелательные» чувства. Каким бы милым и любимым ни был ребенок, он может капризничать, не слушаться. А вы можете чувствовать раздражение — это нормально.

3

Займите активную позицию. Задайте себе вопросы: что можно сделать прямо сейчас? Знаю ли я, как себя вести? Информирование — хороший способ снизить тревогу. Посоветуйтесь с врачами, чтобы быть более подкованными и меньше тревожиться.

4

Не позволяйте себя осуждать. Даже тем, кто будто бы вас понимает. Идеальных людей нет, все могут ошибаться.

5

Обратитесь к специалисту (психологу, психотерапевту, неврологу, психиатру), если понимаете, что не справляетесь с переживаниями.

Куда приводят страхи

Что, если ребенок осознает свой диагноз и получит психологическую травму? Ему будет тяжело переносить особенности своего здоровья? Его не примет общество? Что нужно знать о страхах, с которыми родители встречаются каждый день.

Катастрофические ожидания, или катастрофизация, относятся к когнитивным искажениям. Зачастую человек склонен преувеличивать негативные события в жизни. Главный инструмент самостоятельной борьбы с катастрофизацией — осознание своего состояния.

Важно проговорить со специалистом, что стоит за каждым страхом именно для вас, и обсудить, как можно с этим справляться — превратить абстрактный страх в конкретную задачу, к которой можно найти решение.

Ольга Харькова, психолог

Например, вам кажется, что ребенок будет завидовать здоровым сверстникам, которые могут бегать, прыгать, кидать мяч и т.д. Но, как правило, такие переживания связаны не с особенностями физического развития, а с невозможностью достичь какой-то цели, получить результат.
Если такие идеи действительно беспокоят ребенка (а не только вас), поинтересуйтесь: куда бы он отправился, если бы мог ходить, что бы он сделал, если бы у него были сильные руки? Обычно ребенок озвучивает весьма конкретные желания, которые можно легко реализовать.
«Если бы я мог ходить, отправился бы с ребятами в парк!» Продумайте, как это сделать, используя свои технические средства реабилитации (ТСР). А может, это повод для покупки электроколяски или нового скутера? Или у ребенка проблемы с коммуникацией, и ему нужно помочь наладить отношения со сверстниками? Если сильные руки нужны, «чтобы умываться самому», тогда учим ребенка навыкам самообслуживания, используем различные гаджеты, облегченные приборы, ремни и застежки.

Если ребенок наблюдает, как родители продумывают плохие варианты развития событий, постоянно переживают за него, то вероятность, что он сам будет страдать от низкой самооценки и тревог, возрастает.

Ольга Харькова, психолог

Не сравнивайте ребёнка с другими, не транслируйте тревогу, отделяйте фантазии от прогнозов. Развивайте адаптационные способности ребёнка и адаптируйте окружающее пространство под него — ребенку важно научиться не зависеть от родителей физически и эмоционально. Тогда, несмотря на СМА, ваш малыш вырастет цельной, здоровой личностью.

Если нужно справиться с паникой

Если с беспричинным приступом страха нужно справиться прямо сейчас, используйте эти техники. Они помогают при панических атаках, в ситуациях, когда нужно сосредоточиться, успокоиться, вернуть себе ощущение реальности.

Задействуйте органы чувств
  • Попробуйте рассосать леденец, сосредоточиться на вкусе.
  • Пейте воду маленькими глотками.
  • Найдите источник сильного запаха — пузырек с эфирным маслом эвкалипта, цитруса, сосны — и вдохните.
Сделайте дыхательное упражнение
  • Вдох в течение 3 секунд.
  • Пауза в течение 1 секунды.
  • Выдох 6 секунд.
Используйте технику «Пяти шагов»
  • Назовите 5 вещей, которые вы видите вокруг себя.
  • Назовите 4 вещи, которые можете потрогать.
  • Назовите 3 вещи, которые можете услышать.
  • Назовите 2 запаха, которые вы чувствуете.
  • Назовите одну вещь, которую можете попробовать.

Как справиться с раздражением

Раздражение возникает, когда мы не можем выразить свою агрессию. Так, некоторым родителям кажется, что испытывать раздражение — неправильно, особенно если это чувство возникает рядом с больным малышом. Что можно с этим сделать?

Кроме того, что любые чувства нормальны, нужно помнить, что они ещё и амбивалентны, двойственны. Мы можем одновременно переживать противоположные чувства к одному и тому же человеку. И любовь, и ненависть. И умиление, и раздражение.

Но если вам кажется, что раздражения в вашей жизни становится больше, попробуйте проанализировать, с чем это связано. Возможно, вас раздражает что-то конкретное, например, поведение ребенка. Понаблюдайте: что именно вам не нравится? Признайте за ребенком возможность быть несовершенным. Подумайте, можно ли исправить то, что вас раздражает?

А возможно, вы устали, и раздражение — сигнал эмоционального выгорания.

Если вам нужно выразить злость

1

Пишите текст. Карандашом или ручкой, на листе бумаги. Можно описывать переживания, записать стихотворение, которое помните наизусть, даже таблицу умножения. Нужно сосредоточиться на тексте, технике письма — так мы переключаем наше внимание.

2

Раскрасьте картинку. Используйте штриховку, раскраски, изображение мандал.

3

Почувствуйте тело. Давайте себе команды дотрагиваться левой или правой рукой до той или иной части тела слева или справа. Например, дотронься правой рукой до левого глаза, правой рукой до правого колена, левой рукой до правой щеки и т. д.

4

Дайте физическую нагрузку. Упражнения, бег, контрастный душ помогают снизить уровень агрессии.

Эмоциональное выгорание родителей

Обычно под эмоциональным выгоранием понимают физическое и психическое истощение из-за хронического стресса на работе. Но родители, которые круглосуточно ухаживают за больным ребенком, тоже могут столкнуться с этим состоянием.

Пока у родителей есть силы, они активно ходят по врачам, ездят на реабилитации, требуют помощи — то есть существуют на очень высоком уровне стресса. Дела не заканчиваются, организм не успевает отдыхать и восстанавливаться, его ресурсы истощаются. Родители впадают в состояние беспомощности, депрессии, апатии — такое состояние можно назвать эмоциональным выгоранием.

Симптомы эмоционального выгорания

1

Эмоциональный уровень. Безразличие, плаксивость, раздражение, ощущение собственной несостоятельности, чувство вины перед ребенком, чувство незащищенности.

2

Физический уровень. Нарастает изнеможение, хроническая усталость, появляется расстройство сна, аппетита, слабеет иммунитет.

3

Мотивационный уровень. Пропадают желания. Если ожидания не оправдываются — например, ребенок не начинает ходить самостоятельно, теряется смысл действий, обесценивается их значимость.

4

Когнитивный уровень. Ухудшается память, снижается концентрация внимания, появляются ошибки в речи и письме. Снижается скорость принятия решений, особенно в сложных ситуациях.

Когда родители чувствуют эмоциональное опустошение, они могут подумать, что причина — недостаток любви к ребенку. Чувство вины, страх оказаться «плохой матерью» заставляют их брать на себя все больше и больше обязанностей. В конце концов родители могут довести себя до состояния, которое психологи называют «пепел после взрыва», — глубочайшего эмоционального и физического истощения.

Ольга Харькова, психолог

Я призываю родителей относиться к себе бережно и обращаю внимание на идеи, которые могут их поддержать.

Любовь родителя не уходит. Пустота, бессилие, раздражение, которые могут ощущать родители, связаны не с тем, что любовь и привязанность пропали, а с хронической усталостью, физическим и эмоциональным истощением.

Нагрузка отражается на отношениях. Если родитель становится для своего ребенка медсестрой, инструктором ЛФК, физиотерапевтом, тренером по плаванию, логопедом, воспитателем, учителем, он меньше может проводить с ним время как просто родитель.

Не бывает идеальных родителей, есть «достаточно хорошие родители». Мы можем уставать, ошибаться, чего-то не уметь. И имеем право уделять время только себе».

Как заботиться о себе каждый день

10 советов для профилактики эмоционального выгорания

1

Соблюдайте режим. Когда мы живем по расписанию, у нас появляется ощущение постоянства, а значит, мы испытываем меньше стресса. Организуйте быт с малышом так, чтобы все могли в одно и то же время просыпаться, ложиться спать, есть, гулять, играть.

2

Заботьтесь о теле. Не забывайте есть и пить, откажитесь от алкоголя, психоактивных веществ. Занимайтесь спортом, гуляйте, ходите на массаж, принимайте контрастный душ — всё это помогает организму получать «гормоны радости»: дофамин, серотонин, эндорфин. Прохладный воздух, солнечный свет, питьевой режим, перепады температур, например, баня с ледяной прорубью, способствуют разрушению кортизола — гормона стресса.

3

Соблюдайте баланс интересов всех членов семьи. Если выдалась бессонная ночь, лучше днем лечь спать всем вместе, чем отправляться сонным на прогулку.

4

Занимайтесь тем, что приносит радость. Читайте весёлые книги, смотрите комедии, слушайте любимые песни, занимайтесь творчеством. Составьте список удовольствий, которые вам нравятся: чашка кофе утром, поход в театр, встреча с друзьями и т. д. Проранжируйте их по степени удовольствия и возможности получить. Запишите их в ежедневный календарь, чтобы не забывать радовать себя.

5

Общайтесь с близкими, которые вас поддерживают. И откажитесь от контактов с людьми, которые могут вас обидеть.

6

Обнимайтесь. Еще один гормон радости, окситоцин, вырабатывается при телесном контакте, объятиях — с любимым человеком, детьми, родителями и даже питомцами — собаками, кошками, морскими свинками и т. д.

7

Принимайте помощь. Взрослый человек реально оценивает свои силы: не отказывайтесь от помощи и просите её. Учите близких уходу за ребенком со СМА, упражнениям ЛФК, использованию ТСР, перераспределяйте обязанности. Это не только бережёт ваши силы, но и сближает малыша и родственников.

8

Изучайте информацию. Слухи, мифы, домыслы только питают нашу тревогу. Узнавайте о СМА из надёжных источников, изучайте информацию о патогенетической терапии, респираторной поддержке, ЛФК, различных ТСР и т. д.

9

Обращайтесь к специалистам. Неврологи и психиатры подберут фармакологическую поддержку, которая поддержит нервную систему, а психологи и психотерапевты помогут быстрее и эффективнее пройти через душевные страдания.

10

Учите ребенка проводить время наедине с самим собой: играть самостоятельно, читать или просматривать книжки, рисовать, лепить. Старайтесь не вмешиваться в игру малыша, пока он вас не позовет. Чередуйте самостоятельные игры со временем, когда вы уделяете внимание только ребенку.

Что могут сделать близкие

Как правильно поддерживать семью, в которой ребенок болеет СМА.

Если близкие готовы как-то помочь, они могут взять на себя бытовые дела: уборку, готовку, стирку, прогулку с малышом. Очень важна допсихологическая помощь, и её может оказать любой: нужно следить, чтобы родители хорошо и вовремя ели, высыпались, следили за собой. Хорошо, когда у родителей есть возможность оставить ребенка и побыть вдвоем: сходить на свидание, в кино — это может наполнять новыми силами.

Ольга Харькова, психолог

Бывает, люди готовы помогать, но не знают, как подойти к родителям, что предложить. Можно начать с фразы: «Как я могу помочь?» Не каждому под силу уход за ребенком, но можно разгрузить семью по-другому: помочь нанять сиделку и освободить родителям вечер, взять на себя бытовые вопросы. Не нужно делать то, что непонятно, что пугает — пусть помощь будет посильной.

Близкие и родственники детей со СМА могут обратиться в благотворительные фонды, которые поддерживают таких пациентов. Там расскажут о болезни и помогут разобраться, как ещё можно помочь.

Чем поможет специалист и когда он нужен

Семье, в которой тяжело болен ребенок, просто необходима поддержка. Однако многие родители избегают общения с психологом.

Родители не обращаются к специалисту по разным причинам: кто-то не придаёт значения своим чувствам, кто-то не в силах признать, что помощь действительно нужна, кто-то не понимает, как говорить о своей боли с чужим, не верит, что это поможет. Но у всех таких семей есть общая черта — они живут в состоянии хронического стресса. Одна из задач близких, врачей, помогающих специалистов — убедить их не отказываться от профессиональной поддержки.

Ольга Харькова, психолог

Нам — семье, ребёнку, специалистам — важно, чтобы родитель быстро и адекватно оценивал ситуацию, трезво принимал правильные решения. Но пока процесс горевания по потере мечты о здоровом ребенке не завершится принятием, человеку трудно правильно воспринимать реальность. На все это требуется время, а это ресурс, который очень важен при СМА.

Мы не в состоянии заставить человека чувствовать и реагировать быстрее, но мы помогаем ему эффективнее пройти через переживания, принять боль и вернуться к докризисному состоянию.

Пережить кризисный момент помогут психолог или психотерапевт. Специфика их работы немного отличается, но с ними можно найти выход из сложной ситуации, успокоиться, лучше понять себя.

Как помогает специалист

1

Поддерживает. Вы можете выговориться, и получите безусловное принятие — вам не нужно объяснять свои чувства или оправдываться за них.

2

Заботится. Специалисту важно, как вы относитесь к себе, организуете свое время, на какой стадии принятия находитесь.

3

Информирует. Психолог или психотерапевт, которые имеют представление о СМА, могут рассказать вам о болезни, о возможностях лечения, о жизни пациентов со СМА и их семей — это поможет справиться с тревожностью.

4

Помогает справиться с острыми реакциями: нервный срыв, панические атаки, шок и т. п.

5

Ищет ресурсы. Вместе с вами выясняет, откуда можно черпать силы, помогает планировать, как поддерживать себя каждый день.

Ольга Харькова, психолог

Обычно консультация с психологом длится около часа. Но в кризисные моменты специалист может уделить вам столько времени, сколько потребуется, чтобы восстановить ваше душевное равновесие.

Не стоит бояться, что вы отнимете у специалиста время или упустите что-то. Профессионал управляет своими ресурсами и сможет рассчитать их так, чтобы вы успели обсудить все важное. Он внимательно следит за беседой и вернет к теме, если вы что-то забыли сказать.

Бесплатно такую помощь оказывают психологи благотворительных фондов, с острыми состояниями можно звонить на горячие линии психологической поддержки — там подскажут, что делать. За поддержкой можно обратиться в родительские сообщества — особенно на первых порах.

Как понять, что профессиональная помощь уже необходима?

Если вы понимаете, что вам некомфортно: не получается справиться с чувствами, в мыслях ходите по кругу, у вас закончились силы — это уже повод обратиться к психологу или психотерапевту.

Если больше месяца вы страдаете от бессонницы, головных болей, потери аппетита или, наоборот, желания постоянно что-то есть, у вас обострились хронические заболевания — это повод обратиться не только к психологу или психотерапевту, но и к неврологу или психиатру за медикаментозной поддержкой [5, 8].

Даже если вам кажется, что ваши переживания беспричинны, обсудите это со специалистом: болезненные состояния могут появляться и усиливаться спустя полгода после травмирующего события [5].

Список литературы

  1. Verhaart, I.E.C., Robertson, A., Wilson, I.J. et al. Prevalence, incidence and carrier frequency of 5q–linked spinal muscular atrophy — a literature review. Orphanet J Rare Dis 12, 124 (2017).

  2. Цейликман, В.Э. Психологические, нейробиологические и нейро-эндокринологические особенности синдрома посттравматических стрессовых расстройств / В.Э. Цейликман, О.Б. Цейликман, И.В. Фекличева и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2018. Т. 11, № 4. С. 73–86

  3. Волошин В.М. Посттравматическое стрессовое расстройство. Феноменология, клиника, систематика, динамика и современные подходы к психотерапии. М., 2005. 199 с.

  4. Нейрофизиологические особенности работы головного мозга (по результатам анализа показателей ЭЭГ) и их влияние на психологические характеристики у пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством / И.В. Шадрина, К.Н. Дедова, А.Н. Пугачев // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 7.

  5. Клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ «Посттравматическое стрессовое расстройство» от 2023 года // Рубрикатор клинических рекомендаций Минздрава РФ.

  6. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. 1969.

  7. Винникотт Д. В. Ребенок, семья и внешний мир 1964.

  8. Schneiderman N., Ironson G., Siegel S. D. Stress and Health: Psychological, Behavioral, and Biological Determinants // Annual Review of Clinical Psychology. 2005. Vol.1:607–628.

  9. James K.A., Stromin J.I., Steenkamp N. and Combrinck M.I. Understanding the relationships between physiological and psychosocial stress, cortisol and cognition. Frontiers in Endocrinology. 2023.

     

     

     

    11208443/ONAABE/Dig/06.24/0